«Взгляд на мир» художника Н.Г.Федюшкиной

Коренную дмитровчанку, члена Союза художников СССР (а затем России), члена Дмитровского отделения Союза художников Подмосковья, хорошо знают поклонники живописи у нас и за рубежом. Будучи еще совсем молодым художником, она стала лауреатом двух престижных международных конкурсов: «За мир» (Германия, 1986г.) и «Портрет» (Польша, 1989г.). В 1992 году в Центральном Доме художника, в Москве состоялась персональная выставка, включавшая более 50 работ. В девяностые годы, когда начала складываться политика сотрудничества между Дмитровом и городами и регионами-побратимами, на неординарную художницу стали обращать внимание заезжие гости из разных стран. В результате, в творческом багаже Н.Г.Федюшкиной – многочисленные поездки по Европе, участие в десятках зарубежных выставках и творческих проектах. Ныне ее живописные работы находятся в частных коллекциях Финляндии (34), Германии (37), а также во Франции, Швейцарии, Австрии, Италии, Турции, Югославии, США, Канаде. А в голландском городе Альмера, в современной церкви «Almera-Hawel», появилась фреска Нины Федюшкиной, площадью в 100 квадратных метров!

Но, как говорится, «нет пророков в своем отечестве». Подтекст этой крылатой фразы прозвучал в нескольких выступлениях гостей выставки, которые вспоминали, как не сразу была понята и принята талантливая художница в дмитровской творческой среде. Теперь, спустя годы, все выступавшие единодушно отмечали талант Н.Г.Федюшкиной, ее самобытный и всегда узнаваемый живописный почерк, ее человеческое и профессиональное обаяние. Свое веское слово высказали видные деятели дмитровской культуры: заслуженный художник России, председатель Дмитровского отделения Союза художников Подмосковья - И.И.Азбуханова; заслуженный работник культуры РФ, директор Дмитровской центральной межпоселенческой библиотеки – З.И. Злотникова; отличник культуры СССР, кандидат педагогических наук, профессор – И.В.Кишкин.

Поделиться мнением о выставке захотелось и автору этой заметки. Когда на выставках встречаешь картины Н.Федюшкиной среди работ разных авторов, всегда удивляешься их стопроцентной узнаваемости. Будь это хоть одна работа среди тысячи других, ее автор безошибочно угадывается. В них легко прослеживается оригинальный авторский почерк: размашистая кисть, отвлечение от деталей и прорисовки предметов – порой это только намек на изображение или запечатленное мгновение эмоции. Но, вот что интересно: отмечая характерные особенности ее творческого стиля, ни на йоту не приближаешься к пониманию: в чем секрет узнаваемости и такая сила притягательности живописи Нины Федюшкиной? Это остается тайной художника (а не в этом ли и сила искусства?).

Совсем другое качество обретают картины художницы на ее персональной выставке: они как будто перестают существовать по отдельности, организуя общее живописное пространство. И экспозиция, как новое произведение, вовлекает, прежде всего, в магию цветовых и энергетических ощущений. Насыщенность полотен оттенками красного, оранжевого, солнечно-желтого погружает в комфорт теплого колорита, связываясь с мыслеобразами: жизненная энергия, праздник, творческая свобода, вдохновение, страсть…в то же время, эмоции мощной энергии красного уравновешиваются нежными сине-голубыми сюжетами, где есть спокойствие, тишина, глубина, мудрость опыта. И появляется ощущение удивительной целостности и гармонии тридцати разных картин, собранных в одном зале. В симфонии общего празднества цвета и настроения сольные партии ведут портреты. В них есть что-то особенное: лица – не то, чтобы тщательно прописаны, нет…они словно высветляются из общего фона размытых изображений, озаряются, выдвигаются на передний план, как в стереоизображении и …завораживают своей выявленностью сущности типажа, своим точно ухваченным художественным образом.

Предсказуемо, что зритель по-разному будет воспринимать эту выставку. На открытии ее, не явно, но проследилось, что живопись Нины Федюшкиной по-прежнему будоражит зрителя, подвигает к спорам, а то и к искусствоведческим рассуждениям. Одни считают, что стиль художницы тяготеет к абстракционизму, другие называют ее импрессионистом, третьи говорят – не обошлось без Шагаловского примитивизма. А художник А.Г. Никифорова с пылкостью заявила: «Не важно, влияние каких течений в искусстве испытывает художник в своем становлении и развитии. Главное то, что Нина всегда представляла и будет представлять русскую школу живописи!» (И родной нам город Дмитров – подумалось мне).

Тем и интересен «Взгляд на мир» Нины Федюшкиной. В нем многое, что есть, о чем можно говорить или спорить - нет только скуки, серости или безвкусицы. И определенно есть яркий радостный талант!

Нелли Петрова,
главный специалист Управления культуры


 

Интернет статистика

Яндекс.Метрика