Икона «Богоматерь Гефсиманская», XVIII в., Кирилл Уланов.

 

Художественное совершенство иконы Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская), созданное, по преданию, святым евангелистом Лукой в пятнадцатый год по Вознесении Господнем, занимает особое, место в истории православия. Своё название икона получила по месту создания в Гефсимании. Иерусалимский образ считается прижизненным изображением Богородицы, сохранив до наших дней имя Святого Града.

В 1706 г. известный царский изограф, художник московской Оружейной палаты Кирилл Уланов вместе со своим сыном Иваном пишет для дворянского и графского рода Головиных список иконы Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская). Иконография этого образа весьма примечательна для творчества Кирилла Уланова. Он известен как автор многочисленных икон с изображением Богоматери, отличающихся мягкостью, нежностью, одухотворенностью и красотой образа.

Икона написана на 4-х досках лиственных пород, скрепленных врезными встречными шпонками. От иконы сохранился серебряный чеканный оклад, украшенный жемчугом, изумрудом и рубинами. На полях оклада - двадцать серебряных, вызолоченных ковчежцев с вычеканенными ликами тех угодников Божьих и святых великомучеников, чьи мощи хранились в них. Среди них Святой Иоанн Златоуст и Святой Григорий Богослов, Святой Великомученик Феодор Стратилат, Преподобные Сергий Радонежский и Нил Столобенский и другие Святые.

Первоначально икона находилась в доме Головиных, а в 1860-х годах переносится в храм Спаса-Нерукотворного в Спасо- Влахернском монастыре, в придел Иерусалимской (Гефсиманской) Божьей Матери.
В 1921 году, в связи с грабежами помещичьих усадеб и закрытием церквей, сотрудники Дмитровского музея совместно с комиссией по реставрации памятников иконописи и живописи в Москве и её окрестностях приступают к осмотру и сохранению от расхищений памятников старины. Передача предметов из ризницы Спасо-Влахернского монастыря началась осенью 1924 года.

Поступив в фонды Дмитровского музея в 30-х годах, икона «Богоматерь Гефсиманская» XVIII в., находилась в плохом состоянии: на стыке досок была вертикальная трещина, отслаивался и осыпался грунт вместе с красочным слоем, многочисленные вздутия красочного слоя, утраты красочного слоя в области левого глаза, нимбы и облачения Богоматери, олифа потемнела, местами была утрачена, в связи с этим икона долгое время не экспонировалась.

Первые реставрационные работы были проведены в 1976 икона в Московском художественном училище памяти 1905 года. Реставратор Стрекалова Т.А. провела рентгенографическое исследование живописной поверхности иконы в отраженных инфракрасных лучах.

В связи с неблагоприятными условиями хранения в фондах музея, находящиеся в Успенском соборе г. Дмитрова (отсутствие специального оборудования для поддержания температурно-влажностного режима) в 80-х годах XX в. состояние иконы ухудшилось. В 1989 году икона была отреставрирована опытным художником реставратором высшей категории Яблоковым А.П.

В настоящее время икона украшает экспозицию «Художественные коллекции» Музея-заповедника «Дмитровский кремль».

Адрес: г.Дмитров, Историческая пл., д.18 («Дворянское собрание»).

DMMUSEUM.RU

Интернет статистика

Яндекс.Метрика