Усадьба Ваньково
Дмитровский р-н, д. Ваньково
Выявленный объект культурного наследия
Небольшая деревушка Ваньково впервые упоминается в документах XVIII века. По «Исповедным книгам» 1751 года Ваньково и Глебездово составляли одно имение, владельцем которого был некий И.В. Хряпунов. Тогда в Ванькове было: дом помещика с 16-ю дворовыми и 7 дворов крестьян, где проживало 52 человека. В 1782 году владельцем Ваньковского имения стал прапорщик Николай Иванович Бестужев-Рюмин. За ним числилось: 834,2 десятины земли. В 1811 году Ваньково и Глебездово записаны во владении майорши Марии Ивановны Лопухиной. В 1852 году владелец Ваньковского имения поменялся – им стал старший советник Иван Иванович Шмидт. К этому времени в Ванькове числилось 15 дворов и 102 души, в Глебездове – 9 дворов и 67 душ. К 1859 году в Ваньковском имении числилось 9 дворов, 102 человека и 915 десятин земли.
Будущий владелец усадьбы в Ванькове Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в чувашском селе Лопьял Уржумской волости Вятской губернии (ныне – Кировская область), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. «Происхождение моей фамилии совершенно русское, как и я сам, от имени живущего в нашей стороне Василия... Васи – Васины дети, Васинцы, Васнецовы» – так описывал древнейшие истоки своего рода художник Виктор Михайлович Васнецов. Себя художник считал скифом. Образование он получил в Вятской духовной семинарии. Учился живописи в Петербурге – сначала у И.Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств, затем в Академии художеств.
В конце января 1850 года все семейство Васнецовых переехало в село Рябово, отстоящее от губернского города Вятки в 75 верстах. «Милое, милое Рябово...» Любовь к родному дому сохранилась в душе Виктора Васнецова на всю жизнь. И не случайно художник назвал купленную им в 1901 году усадьбу в Ванькове Новым Рябовым. Однако новое название не прижилось.
По воспоминаниям жителя деревни Ваньково Михаила Николаевича Фетисова усадебный дом представлял собой двухэтажное деревянное здание, сложенное из бревен и обшитое тесом. В доме имелось два крыльца, веранда. На территории усадьбы располагались дом для прислуги, две голубятни, конюшня, скотный двор, сенной сарай, молотилка, хозяйственные постройки, глубокий колодец, погреб для хранения молока и овощей. В усадьбе работал до войны дед Павел (Воронцов), которого местные ребятишки прозвали «медоводом». Он содержал большую пасеку и кормил медом своих хозяев. Пчелам здесь было раздолье: цветущие яблони и липы давали вкусный и полезный мед. Яблоневый сад почти весь вымерз во время Великой Отечественной войны. Погибла в эти суровые годы и пасека. А еще в усадьбе были два пруда. В одном из них, по словам Михаила Николаевича Фетисова, любила нагишом купаться барыня.
Усадьбу окружал прекрасный яблоневый сад, дубовые и липовые аллеи. Весь усадебный комплекс был обнесен деревянным 3-х метровым забором, вдоль которого высились стройные липы. На въезде в усадьбу гостей встречала деревянная арка. А гостями здесь были известные художники М.В. Нестеров, В.А. Серов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, А.М. Васнецов и др. В этих благодатных местах, Васнецов работал с 1902 по 1918 гг. в основном в летние месяцы. В усадьбе Ваньково он работал над картинами «Битва Ивана-царевича с морским волком», «Битва русских с половцами», писал для церкви соседнего села Ассаурово икону патриарха Гермогена.
Усадьба находилась на высоком берегу реки Яхромы, из окон деревянного усадебного дома открывался великолепный вид на луга и леса. Когда в 1917 году в имение явились большевики, то категорично заявили хозяевам: или огромная контрибуция, или оставляйте имение. Васнецовы приняли второе условие и с болью в сердце покинули Ваньково. В доме Васнецовых новая власть устроила коммуну, затем дом отдыха «Кооператор». В 50-е годы прошлого века в соседней деревне Шадрино устроили пионерский лагерь «Березки», где отдыхали дети рабочих Дмитровского завода фрезерных станков. В 1952 году сюда был перевезен усадебный дом Васнецова. По словам местного жителя деревни Ваньково Михаила Николаевича Фетисова, дом разобрали, а правильно собрать на новом месте так и не смогли. В 90-х годах пионерский лагерь «Березки» прекратил свое существование, и дачники стали растаскивать все, что уцелело на территории бывшего лагеря. В усадебном доме Васнецова исчезли рамы, двери, косяки, пол, а через некоторое время он и вовсе сгорел. Сегодня «пионерская земля» плотно застроена дачными коттеджами.
Фото:
1. В.М. Васнецов.
2. Дом Васнецова.
3. Памятник Васнецову.